Юридическая справка

Федеральный закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», действующий от 04.06.2018, регламентирует сферу защиты прав потребителей. Госзакон разработан согласно поручению Президента РФ, внесен в Госдуму в 2014 году и принят в первом чтении. На доработку и принятие ушло 4 года, на протяжении которых специалисты выявляли решения для нестандартных правовых проблем.

Закон разработан для урегулирования споров, защиты интересов потребителей. Законодательно определяется правовой статус, регламентируются этапы упорядочивания споров между конечными потребителями и компаниями, их предоставляющими, в досудебном порядке. Закон идентифицирует правовые основы отношений между уполномоченным по финансам и организацией.

К финансовому уполномоченному предъявляют строгие требования, он должен обладать хорошей репутацией. Если гражданин РФ совершил поступки, не совместимые с его деятельностью и был снят с прокурорской должности, отстранен от работы судьей, нотариусом, а также дисквалифицирован, он не может занимать эту должность. Человек с непогашенной или неясной судимостью также не может быть соискателем должности. Невозможно ее получить лицам, состоящим в списке Банка России, который ведется согласно ст. 75 ФЗ от 10.07.2002 №86. По действующему законодательству уполномоченный должен быть независим при ведении деятельности.

Часто задаваемые вопросы

Нет. Финансовый уполномоченный не рассматривает обращения по вопросам, связанным с банкротством юридических и физических лиц.

Нет. Финансовый уполномоченный не рассматривает обращения по вопросам, связанным с компенсацией морального вреда и возмещением убытков в виде упущенной выгоды.

Финансовый уполномоченный рассматривает обращение и принимает по нему решение в следующие сроки:

1) в течение пятнадцати рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, – в случае направления обращения потребителем финансовых услуг;

2) в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, – в случае направления обращения лицом, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации.

Нет. Потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в части 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, в случае:

1) непринятия финансовым уполномоченным решения по обращению по истечении предусмотренного частью 8 статьи 20 настоящего Федерального закона срока рассмотрения обращения и принятия по нему решения;

2) прекращения рассмотрения обращения финансовым уполномоченным в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона;

3) несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного.

Финансовая организация обязана рассмотреть заявление потребителя финансовых услуг и направить ему мотивированный ответ об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении предъявленного требования:

1) в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг в случае, если указанное заявление направлено в электронной форме по стандартной форме, которая утверждена Советом Службы, и если со дня нарушения прав потребителя финансовых услуг прошло не более ста восьмидесяти дней;

2) в течение тридцати дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг в иных случаях.

Обращение направляется в письменной или электронной форме и включает в себя:

1) фамилию, имя и отчество (последнее – при наличии), дату и место рождения, место жительства потребителя финансовых услуг;

2) почтовый адрес и иные контактные данные потребителя финансовых услуг (номер телефона, адрес электронной почты – при наличии), а в случае, если обращение направляется в электронной форме, – адрес электронной почты;

3) наименование, место нахождения и адрес финансовой организации;

4) сведения о существе спора, размере требования имущественного характера, а также номере договора и дате его заключения (при наличии);

5) сведения о направлении заявления в финансовую организацию, наличии ее ответа, а также об использованных сторонами до направления обращения финансовому уполномоченному способах разрешения спора;

6) копию платежного документа, подтверждающего внесение платы за рассмотрение финансовым уполномоченным обращений третьих лиц (в случае направления обращений лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации);

7) дату направления обращения.

В случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного потребитель финансовых услуг вправе в течение тридцати дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации

С финансовым уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом обязаны организовать взаимодействие следующие финансовые организации:

1) страховые организации (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование);

2) микрофинансовые организации;

3) кредитные потребительские кооперативы;

4) ломбарды;

5) кредитные организации;

6) негосударственные пенсионные фонды.

Получите бесплатную консультацию

Для того, чтобы получить консультацию по составлению обращения финансовому уполномоченному, заполните следующие разделы: